Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОНУФРИЙ ГАРЕДЖЕЛИ
53, С. 26-27 опубликовано: 4 июля 2023г.


ОНУФРИЙ ГАРЕДЖЕЛИ

[Мачутадзе Отар; груз. ონოფრე გარეჯელი] (сер. XVII в., Гурия - после 1729, лавра Давидгареджи, Кахети), архим., настоятель лавры Давидгареджи (12 марта 1690 - после 1729), известный груз. церковный деятель XVII-XVIII вв. О. Г. называют 2-м (или новым) строителем пуст. Гареджи.

Имя гурийского дворянина Отара Мачутадзе вместе с именем его брата, еп. Джуматского Максима (Мачутадзе), впервые упоминается в документе нач. 70-х гг. XVII в.: они входили в свиту Туты, дочери гурийского кн. Кайхосро I, невесты сына царя Картли Вахтанга V царевича Левана (Карбелашвили. 1900. С. 130). В жалованной грамоте 1683 г. Леван назвал Отара своим «преданным рабом» и назначил его сборщиком повинности, взимаемой с урожая винограда (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 498). Между 1683 и 1690 гг. Отар прибыл в лавру Давидгареджи в пуст. Гареджи, где принял постриг с именем Онуфрий. 12 марта 1690 г. по решению Собора Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата О. Г. был назначен настоятелем Давидгареджи. В поставительной грамоте, подписанной католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Иоанном X (Диасамидзе), архиеп. Алавердским Николаем (Андроникашвили) и др. груз. архиереями, указывалось, что это было сделано по распоряжению царя Картли Ираклия I (1688-1703) ввиду запустения гареджийских мон-рей в 1616 г., после нашествия персид. шаха Аббаса I на Кахети (подробнее см. в ст. Гареджийские преподобномученики) (Карбелашвили. 1900. С. 129; Жордания. 1903. С. 10).

О. Г. урегулировал имущественные вопросы Давидгареджи, увеличил доходы, обеспечил безопасность и достаток, привлек многочисленную братию, развернул обширную строительную деятельность. В скором времени обитель снова обрела статус одного из крупнейших церковных центров Грузии. В 1690 г. Ираклий I вернул мон-рю все земли, к-рые присвоили кахетинские дворяне (Лолашвили. 1959. С. 30-31); в 1696 г. царь назначил каждому монаху и О. Г. пособие в размере 9 червонцев в год, выделил из царской казны 5 литр (ок. 5 кг) свечей; в 1699 г. назначил ежегодное пожертвование мон-рю с доходов Картли (хлебом, вином, рисом, маслом, солью и сыром) и др. (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 516, 518).

Ок. 1699-1700 гг., воспользовавшись отсутствием в мон-ре О. Г., лезгины ночью напали на обитель, разгромили ее и убили спящих монахов (подробнее см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские) (Сабинин. Рай. 1882. С. 162). По распоряжению О. Г. фортификационной системой был защищен сначала Давидгареджи (работы длились 7 лет), затем гареджийские мон-ри Натлисмцемели и прп. Додо. При О. Г. в Давидгареджи также были построены ц. ап. Иоанна Богослова и башни, в скалах высечены новые кельи для братии. В Сагареджо на монастырской земле была построена и украшена ц. во имя апостолов Петра и Павла. О. Г. пригласил в мон-рь каменщиков, резчиков, плотников, художников, оформителей икон: были расписаны и украшены как новые, так и старые церкви Давидгареджи. Все храмы были обеспечены богатой утварью. В нач. XVIII в. число духовенства Давидгареджи было настолько велико (по подсчетам исследователей, от 100 до 200 чел.), что причт лавры был разделен на 3 гареджийских мон-ря: настоятелем в Давидгареджи остался О. Г., в Натлисмцемели был назначен архим. Харитон, в мон-рь прп. Додо - архим. Захария. В 1704 г. 3 гареджийских настоятеля передали Ираклию I письмо, в к-ром обещали служить литургию для царя и царицы в четверг сырной седмицы, для царских детей - в неделю мясопустную (Жордания. 1903. С. 19-20; Лолашвили. 1959. С. 36-38; Ломинадзе. 1966. С. 24). О. Г. также упомянут в грамоте (1708), выданной в связи с возобновлением права владения с. Акура за Давидгареджи (Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 598), в документе (9 мая 1712) о решении земельных дел между дидойцами и мгалоблийцами (ПГП. 1972. Т. 4. С. 243-244) и в др.

О. Г. способствовал развитию и расширению книжной деятельности в мон-ре, он считается основателем гареджийской лит. школы (подробнее см. «Гареджийская литературная школа» в разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь). При нем в обители возросло число писателей, проповедников, каллиграфов, библиографов; пуст. Гареджи стала важным центром груз. литературы. Наиболее известный составленный по его благословению сборник (рукопись НЦРГ. А 160, 1699 г., каллиграф иером. Шио), куда вошли Житие равноап. Нины, Светицховельская книга для чтения, Жития грузинских преподобных Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнийского и Шио Мгвимского и др. произведения. При О. Г. был значительно расширен (до 76 наименований рукописей и книг, многие состояли из неск. томов) библиотечный фонд лавры: помимо богослужебных была собрана лит-ра агиографического, богословского и экзегетического характера (Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 299-300).

О. Г. активно участвовал в общественной жизни Картли и Кахети, особенно поддерживал движение против торговли пленниками. Часто на свои средства он выкупал пленных и селил их на монастырских землях. Вместе с картлийскими и кахетинскими архиереями О. Г. участвовал в подготовке военной кампании царя Картли Вахтанга VI (1716-1724) и царя Кахети Давида II (Имамкули-хана) (1703-1722) против лезгин. Кахетинские архиереи избрали О. Г. посредником между царями и поручителем «клятвы единства» (ერთობის ფიცი), его участие позволило сгладить разногласия между Вахтангом VI и Давидом II (Кавтария. 1965. С. 34). В последний раз О. Г. упоминается в документе 1729 г. (Ломинадзе. 1966. С. 150). В документе 1733 г. (НЦРГ. Ad 866) о нем написано как об умершем. Однако, по мнению Б. Ломинадзе, он скончался в 1736 г. (в этом году был назначен новый настоятель Давидгареджи) (Ломинадзе. 1966. С. 150).

В груз. историографии ошибочно отождествляют О. Г. с прп. Онуфрием (Онисифором) Гареджели (Карумидзе). В Грузинской Патриархии рассматривается вопрос о канонизации О. Г.

Ист.: Жордания Ф. Церковные док-ты Картли и Кахетии. Поти, 1903 (на груз. яз.).
Лит.: Карбелашвили П. Иерархия Груз. Церкви. Тифлис, 1900 (на груз. яз.); Лолашвили И. Из деятельности Сулхана-Сабы Орбелиани, 1698-1713 гг. Тб., 1959 (на груз. яз.); Кавтария М. Давидгареджская лит. школа. Тб., 1965 (на груз. яз.); Ломинадзе Б. Из истории груз. феод. отношений (сеньорий). Тб., 1966. Т. 1 (на груз. яз.).
Диак. Георгий Мачуришвили
Ключевые слова:
Настоятели монастырей Грузинской Православной Церкви Церковные деятели. Грузия Онуфрий Гареджели [Мачутадзе Отар] (сер. XVII в. - после 1729), архимандрит, настоятель лавры Давидгареджи (12 марта 1690 - после 1729), известный грузинский церковный деятель XVII-XVIII вв.
См.также:
ИОАНН (Иоване) [Авалишвили] (70-е гг. XVI в.- до 1637), архиеп. Картли Мцхетского Католикосата (Грузинская Православная Церковь), настоятель монастырей Сапара и Кватахеви, церковный деятель, книжник, каллиграф
АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)
АРСЕНИЙ САПАРСКИЙ (Арсен Сапарели), средневековый грузинский церковный деятель, историк, полемист
ВАСИЛИЙ ЗАРЗМСКИЙ груз. агиограф IX-X вв., настоятель мон-ря Зарзма
ВАСИЛИЙ СВЯТОГОРЕЦ (ок. XIII в.), груз. церковный деятель
ДАВИД ТБЕЛИ (X-XI вв.), еп. Тбетский (Юж. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), церковный деятель и переводчик